Что необходимо, чтобы торговать табаком и сигаретами с 1 июля 2019 года
Для чего нужна маркировка
Маркировка — это нанесение специального штрих-кода на товар. Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Также на каждом этапе код считывается: при хранении товара, его перевозке и продаже.
С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продается. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины.
Производство и оборот маркированного табака
С 1 июля 2019 года начнут действовать следующие правила. Производитель запрашивает у оператора коды для своей будущей продукции. В систему маркировки вносится информация о количестве и прочих характеристиках сигарет, после чего генерируются уникальные коды. Производитель их получает и наносит на упаковку продукции на конвейере. Нанесенные коды сообщаются оператору, и тот вносит их в реестр.
Когда производитель отгружает партию поставщикам, в первичных документах указываются нанесенные на упаковку уникальные коды. Все последующие звенья оборота табачных изделий при получении и поставке должны проверять указанные коды. Считываются они при помощи специального 2D-сканера.
Конечной точкой оборота продукции является розничная реализация. Код считывается с пачки и направляется оператору для уничтожения. Больше он в обороте не участвует.
С 1 июля 2020 года розница начнет принимать «табачные накладные» в формате универсального передаточного документа и отчитываться в ГИС мониторинга о приемке маркированного табака.
Оборудование и сервисы для продажи маркированного табака
Законодательство предъявляет ряд обязательных требований к сервисам и оборудованию, которые необходимы для работы с маркировкой табака. Для того, чтобы рознице или общепиту продавать маркированную табачную продукцию, понадобятся:
- Квалифицированная электронная подпись. Она необходима всем участникам табачного рынка для постановки онлайн-кассы на учет и регистрации в системе «Честный знак», а также с 1 июля 2020 года она будет использоваться для работы с универсальными передаточными документами на маркированный табак.
- Программное обеспечение для приемки товара и розничной реализации.
- Договор с оператором фискальных данных, который умеет работать с ГИС мониторинга.
- Онлайн-касса, на которой установлена версия прошивки, поддерживающая формирование реквизита «код товара» (тег 1162).
- 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки.
Что нужно сделать табачной рознице до 1 июля 2019 года
С 1 марта по 30 июня 2019 года включительно необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга на сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».
Рознице необходимо подключиться к оператору фискальных данных, который должен уметь работать с ГИС мониторинга. Вы уже сейчас можете реализовывать маркированные сигареты, если применяете Контур.ОФД.
Также у производителя ККТ и кассового ПО необходимо уточнить, может ли их программа и оборудование передавать данные о продажах маркированного товара. Скорее всего, потребуется заменить кассу или обновить прошивку, либо модернизировать ее. Если ваша ККТ печатает чеки с НДС 20%, тогда ее можно применять и для продажи маркированного табака.
И, наконец, надо убедиться, что 2D-сканер умеет работать с кодами Data Matrix. Чтобы это проверить, необходимо:
- Подключить 2D-сканер к компьютеру через USB;
- Открыть на компьютере текстовый редактор (Блокнот или Microsoft Word) и поставить курсор мыши в свободное поле;
- Отсканировать данный образец DataMatrix;
Этапы перехода на маркировку табака
Переход на новые правила обязательной маркировки табачной продукции будет проходить в три этапа.
Обратите внимание! Если вы освобождены от применения онлайн-кассы или используете кассу в автономном режиме, вам также необходимо отчитываться о продажах в ГИС мониторинга, позже станет известно, как именно.