ООО «Простые решения»
ИНН 2634098335   КПП 263401001   ОГРН 1162651075696
Телефон: (8652) 61-63-73   Эл. почта: mail@pro126.ru   Сайт: www.pro126.ru
Адрес: 355012, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 144, офис 4

Что делать при сбое кассовой техники и могут ли за это оштрафовать?

26 декабря 2017 года Онлайн-касса
В ночь на среду, 20 декабря, произошел массовый сбой в работе кассовой техники. С проблемами столкнулись крупные сети автозаправочных станций по всей России. Кроме того, пострадали магазины торговых сетей «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и «Магнолия».

Из-за отказа кассовой техники работу некоторых торговых точек пришлось полностью прекратить. Проблема не обошла стороной и онлайн-бизнес, о чем СМИ сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли.

Суть проблемы и ее последствия

Суть сбоя состояла в том, что определённые онлайн-кассы перестали передавать данные в ФНС. Остроты проблеме добавило и то, что случилось всё это в ночное время. Бизнесмены обеспокоены тем, почему это произошло. Кроме того, возникает вопрос — как быть в подобных ситуациях? ФНС оперативно дала разъяснения по этим вопросам. Утром того же дня вышло письмо заместителя главы службы Даниила Егорова, предназначенное для региональных управлений.

Итак, сбой затронул технику производителя ООО «Штрих-М», а также связанных с ним обществ ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель». Ошибка была вызвана программным кодом кассового оборудования. Таким образом, вины пользователей в том, что они отпускали продукцию без применения ККТ, в такой ситуации нет. А значит, пояснили в ФНС, к ответственности за это субъекты привлекаться не будут. Это касается в том числе и реализации алкогольной продукции.

Также поясняется, что после того, как кассы заработали, пользователи должны сформировать кассовый чек коррекции и отразить в нем общую сумму неучтенной по ККТ выручки.

Что именно произошло?

Это стало первым значимым инцидентом с онлайн-кассами с момента их обязательного применения, который наступил 1 июля 2017 года. Как пояснили представители рынка, «Штрих-М» является одним из крупнейших игроков с долей порядка 30%. Но хорошо, что проблемы 20 декабря коснулись далеко не каждого аппарата производителя.

Дело в том, что в программном коде ККТ «Штрих-М» содержались недочеты, которые должны были быть автоматически устранены при переходе на новую версию программного обеспечения. Запланировано это было на ночь 20 декабря. Все аппараты, на которых было включено автоматическое обновление ПО, были успешно перепрошиты и не дали сбоя. Передавать же данные перестали те ККМ, на которых было отключено автоматическое обновление. В «Штрих-М» пояснили, что отключить обновление можно только вручную — по умолчанию оно включено.

Другие производители кассовых аппаратов проверили свое программное обеспечение с целью выявить подобную ошибку. Поэтому повторения массового инцидента не ожидается.

По сообщению Group-IB​, специализирующейся на киберпреступлениях, сбой в работах касс не был следствием их взлома.

Кто ответит рублем?

Ежемесячный оборот розничной торговли в России составляет примерно 2 трлн рублей. В день это более 66 млрд рублей и 100 млн кассовых чеков. Сутки простоя одного небольшого магазина шаговой доступности стоят примерно 300 тыс. рублей. Таким образом, упомянутый сбой мог привести к большим потерям розничных магазинов. Могут ли они рассчитывать на возмещение?

Юристы советуют обратить внимание на договор между покупателем и производителем ККТ. Если в нем отсутствует положение, снимающие с производителя ответственность за работу техники на устаревшем ПО, то у магазинов есть шансы взыскать убытки. С другой стороны, российская судебная практика такова, что суды крайне неохотно взыскивают упущенную выгоду. Под этим понимаются денежные средства, которые магазин мог бы заработать при отсутствии сбоя ККТ. Также нужно учесть, что ФНС по сути признаёт отсутствие вины налогоплательщика при сбое в работе онлайн-кассы, поэтому даже осуществляя торговлю без применения онлайн-кассы в связи с её неисправностью налогоплательщик не может быть привлечен к административной ответственности. Таким образом, торговым точкам просто нужно осуществлять торговлю, а после возобновления работы онлайн-кассы нужно пробить чек коррекции.

Пока претензий к «Штрих-М» никто не предъявил. Однако будет ли компания возмещать убытки в случае их появления, неизвестно — представитель «Штрих-М» отвечать журналистам на этот вопрос отказался.

Как быть потребителям?

При сбое 20 декабря кассы продолжали выбивать чеки — проблемы коснулись лишь их отправки в ФНС. Поэтому покупатели свои фискальные документы все же получили. Если по какой-то причине этого не произошло, то можно воспользоваться советами Роспотребнадзора: фиксировать факт покупки на фото и видео, требовать выдачу товарного чека. Особенно это актуально при покупке дорогостоящего товара.

При отсутствии кассового чека проблемы могут возникнуть в случае необходимости сдать товар обратно — магазин может в этом отказать. В таком случае покупатель вправе обратиться в суд. Однако придется привлечь все возможные доказательства, в том числе показания свидетелей, чтобы убедить судьей, что отсутствие чеков вызвано именно кассовым сбоем.

В Роспотребнадзоре пояснили, что если даже чека нет, это не повод отказывать в возврате товара. В этом случае может сгодиться любой документ, подтверждающий факт покупки. Например, товарный чек, гарантийный талон и так далее. Таким образом, при отказе ККТ в момент покупки дорогостоящих товаров, покупателю следует потребовать у продавца какой-либо иной документ вместо кассового чека. Кроме того, Роспотребнадзор советует заручиться свидетельскими показаниями, подтверждающими факт покупки, а также заснять процесс на фото или видео.

Похожие новости

16
декабря
2017

Новый порядок применения ККТ действует уже несколько месяцев. За это время установлено свыше 1,3 млн аппаратов, а значит, накоплен огромный опыт. Он может быть крайне полезен для тех субъектов, которым только предстоит исполнить требование обновленного закона 54-ФЗ.

7
декабря
2017

После введения новых кассовых аппаратов возникло довольно много вопросов по поводу возврата товара. Всегда ли нужно при этом выбивать чек? Когда нужно писать заявление на возврат? Применяется ли в этом случае чек коррекции?

1
декабря
2017

В соответствии с последними изменениями 54-ФЗ, у кассовой реформы будет еще два этапа. К 1 июля 2018 года внедряют ККТ плательщики ЕНВД и «патента», чья деятельность связана с торговлей и общепитом. Прочие должны внедрить их к 1 июля 2019 года.

Будьте в курсе новостей —
подпишитесь на нас в соцсетях!

Остались
вопросы?
Ответим.