ООО «Простые решения»
ИНН 2634098335   КПП 263401001   ОГРН 1162651075696
Телефон: (8652) 61-63-73   Эл. почта: mail@pro126.ru   Сайт: www.pro126.ru
Адрес: 355012, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 144, офис 4

Советы ведения кофейного бизнеса от локальных обжарщиков

30 марта 2018 года Общепит
Третья волна кофеен актуализировала не только профессию бариста, но и вывела на передней план одну из ключевых фигур в кофейном бизнесе — обжарщиков. Локальные мастера обжарки сейчас ничем не хуже западных коллег.

Их огромный плюс, что они находятся рядом и делают все прямо здесь и сейчас. Поэтому местным кофейням работать с ними дешевле и проще.

Чтобы более детально проникнуться идей обжарки и узнать поближе, что это за интересный бизнес, своими мыслями и советами поделились успешные обжарщики:

  1. Андрей Левченко — директор компании Kava Craft («Феникс Инвест Трейд»).

  2. Михаил Шаров и Анастасия Кочурова — директор и руководитель отдела продаж Tasty Coffee.

Почему вы решили стать обжарщиком и открыть такой бизнес?

Kava Craft: «Изначально начинал работать баристой в небольших кофейнях. Чем больше углублялся в кофейную сферу, тем больше проявлялся интерес к кофе. Стал много изучать это направление, читать всю возможную информацию в журналах и интернете. Как-то наткнулся на статью об обжарке кофе, которая стала первым толчком чтобы задуматься о своем бизнесе по обжарке кофе».

Tasty Coffee: «Наверное, нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда — все как-то закрутилось постепенно. Начинала наша компания с того, что поставляла итальянский кофе в кофейни и рестораны родного города. После итальянского мы перешли на российского обжарщика, а еще через какое-то время задумались — что мешает делать самим? И начали.

С кофе мы работали с 2008-го года, а свою обжарку запустили в 2009-м. Мы всегда считали, что делать хорошо —  самое важное в работе. В то время нам также казалось, что все, что мы делаем было правильным. Сейчас, конечно, если оглянуться назад, то видим кучу ошибок и проблем, но тогда мы были слишком самоуверенными.

Постепенно компания все больше углублялась в продукт, расширяла производство и в конечном счете выработала текущую стратегию.

У нас есть два направления кофе: коммерческие сорта и микролоты. Основу продаж, конечно же, формируют коммерческие сорта, но это не значит, что они плохие или худшего качества. Мы разделили ассортимент так, чтобы почти вся коммерция у нас была от 80 баллов (по Q-грейдингу), а микролоты от 85 баллов. И каждое из них мы хотим делать действительно хорошо — с лучшим сырьем, на лучшем оборудовании и с лучшими специалистами».

Что такое Q-грейдинг и как оценивают кофе эксперты?

Q-грейдинг (от англ. Q — quality, качество) — международная система оценки кофе, с помощью которой все участники (Q-грейдеры) из любой страны мира могут общаться на одном языке и использовать унифицированные критерии для выставления баллов зеленому и жареному кофе. Чтобы стать одним из них нужно закончить международный курс и получить сертификат. Курс рассчитан на людей с опытом в кофейной сфере.

На сегодняшний день q-грейдинг — самый объективный метод при выборе, обжарке и оценке кофе. С его помощью можно ежедневно оценивать качество обжарки, сравнивая его с эталонным вариантом, и при необходимости вносить корректировки.

Итоговая оценка кофе выше 80-и баллов означает, что кофе относится к классу specialty. Все оценки выставляются Q-грейдерами после анализа зеленого и жареного зерна, основываясь на результатах каппинга.

Каппинг (от англ. to cup) — профессиональная дегустация кофе, в рамках которой оцениваются такие параметры, как: влажный и сухой аромат, вкус и послевкусие, интенсивность и качество кислотности, тело, баланс, наличие или отсутствие дефектов и общее впечатление от образца кофе.

С помощью каппинга можно не только оценить вкусовые характеристики разных сортов, но и понять разницу между ними. Постоянная практика каппинга позволят развить весь вкусовой аппарат: органы восприятия и вкусовую память.

Какие еще условия для получения класса speciality?

Помимо того, что кофе должен успешно пройти органолептический порог, у specialty кофе не должно быть квакеров и он обязан соответствовать международным стандартам дефектов зеленого зерна.

Квакеры — неспелые зерна, которые проявляют себя при обжарке. Внешне обжаренные зерна-квакеры выделяются на фоне остальных — они намного светлее и остаются желтыми, независимо от температуры обжарки. По вкусу напоминают попкорн или арахисовое масло, плюс у них нет насыщенности и сладости в аромате. Убрать квакеры после их проявления можно только вручную после обжарки.

Расскажите о технологических процессах, как вы обжариваете кофе: от закупки зерен до реализации.

Tasty Coffee: «Часть базового кофе мы покупаем в России, остальное — напрямую в странах происхождения: Бразилия, Колумбия, Гватемала. Также и с микролотами, хотя объем продаж дорогих сортов не такой большой. Часть такого кофе, а со следующего года весь, мы покупаем сами во время поездок к фермерам в такие страны как: Эфиопия, Кения, Колумбия, Бразилия.

Мы стараемся сделать так, чтобы наши коммерческие сорта были чистые, вкусные и правильные, с профессиональной точки зрения. А наши микролоты были действительно на порядок вкуснее, уникальнее.

После поступления кофе к нам мы стараемся сделать так, чтобы все процессы происходили максимально правильно:

  1. Кофе хранится на специальном складе с климат-контролем, где для каждого сорта подбирается свой собственный профиль обжарки.

  2. Обжарка проходит со специальной системой онлайн-профилирования и жарится кофе на ростерах Probat и Loring, которые считаются одними из лучших в мире.

  3. В конце процесса каждая партия замеряется на цвет специальным колориметром для кофе ColorTrack.

Мы не сторонники темной обжарки, хотя в нашем прайсе есть и такие сорта. Основа нашего ассортимента — светлые и средние обжарки. Мы стараемся сделать так, чтобы весь наш кофе был сортовым, узнаваемым, ярким и чистым, даже если это коммерческие сорта.

Поставляем кофе мы в основном для кофеен, ресторанов и кондитерских по всей России и обжариваем кофе строго после заказа».

Kava Craft: «Мы работаем только с качественным зерном от проверенных поставщиков, у которых есть все соответствующие документы. Для покупки приезжаем непосредственно на склад хранения, чтобы проверить сырье и только после этого делаем заказ и назначаем отгрузку.

Обжарку кофе производим на турецком сертифицированном газовом оборудовании, так как в электрическом нет возможности полностью открыть все вкусовые качества обжаренного зерна».

Как вы ищите клиентов? Насколько сложно локальным обжарщикам на рынке?

Tasty Coffee: «После 10 лет работы на рынке с этим стало несколько проще. Во-первых, многие участники рынка уже знают компанию, рекомендуют или просто новые заведения видят с кем работают другие. Во-вторых, донести сегодня информацию о себе потенциальному клиенту намного проще, чем 10 лет назад. Существует контекстная реклама, социальные сети и профессиональное сообщество».

Kava Craft: «Поначалу своих клиентов мы искали с помощью менеджеров по продажам, которые ходили и предлагали наш кофе в магазины и кофейни. Через некоторое время клиенты сами стали находить нас, так как у нас действительно вкусный кофе и многие их друзья советовали нашу компанию».

Есть ли у вас «фишка», особенность или эксклюзивность?

Tasty Coffee: «Еще бы! Мы не просто ходим каждый день на работу, это, наверное, было бы не так интересно. Мы строим лучшую в мире компанию по обжарке кофе. Серьезно. Это включает в себя:

  • Сотрудники. Мы учимся не менее 10 раз в год, везде, где только можно.

  • Производство. Правильное производство кофе это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Лучшее оборудование и огромное количество вспомогательных систем.

  • Кофе. В ближайшей перспективе все наши микролоты мы будем покупать напрямую у фермеров и это будет кофе действительно хорошего уровня.

  • Цены. Они должны быть справедливыми, поэтому у нас совсем небольшие наценки, но хорошие объемы, которые это покрывают».

Kava Craft: «Наша фишка в том, что мы не закрываемся за семью замками, а всегда открыты для наших клиентов. Любой из них может посмотреть, как мы работаем изнутри, проследив за каждым этапом производства».

Как стать обжарщиком?

Tasty Coffee: «Начать, наверное, не сложно. Другой вопрос, что будет получаться и насколько стабильно. Если понимать, что есть какой-то гарантированный сбыт, который точно никуда не денется ближайшие пару лет (необходимое время для первоначальной стабилизации процессов и качества), то можно смело пробовать.

Что касается самостоятельного обучение обжарке, то это вполне реально и возможно, также, как и самостоятельное обучение любому другому делу. Но надо понимать, что все-таки дешевле и эффективнее обойдется пройти хотя бы пару первоначальных обучений, которые дадут понимание если не вкуса, то хотя бы работы оборудования и организации процессов».

Kava Craft: «Обжарщиком стать несложно, было бы только желание, а так даже самостоятельно можно узнать все азы. Но все равно должен быть опытный человек, который смог бы корректировать ваш процесс обучения».

Как правильно подобрать обжарщика и сколько стоит его обучить?

Tasty Coffee: «Сейчас у нас четыре обжарщика. Кто-то с нами дольше, кто-то меньше, но ни один человек от нас пока не ушел. Мы действительно много учимся, вместе ездим, развиваемся и вместе стремимся сделать все по-настоящему хорошо. Только за последние пару лет мы прошли более десятка обучений по обжарке, поэтому, вопрос сколько длится обучение достаточно сложный. Можно сказать, что первоначальное длится пару лет, а дальнейшее — всю жизнь».

Kava Craft: «Как такового критерия отбора нет, берём тех людей, которым нравится работать с кофе. Для обучения персонала проводим тренинги и приглашаем опытных обжарщиков которые проводят с ними занятия.

По времени все тоже индивидуально, нет какого-то универсального варианта. Кому-то хватает две недели, а кому-то понадобится два месяца. По стоимости обучения ситуация схожа, но точно могу сказать, что если вам удастся обучить хороших обжарщиков или бариста — это бесценно».

Что сейчас в тренде среди обжарщиков? Как вы видите этот бизнес через пару лет, в какую сторону лучше развиваться?

Tasty Coffee: «В последние годы спрос заметно сместился в сторону более светлых обжарок и моносортов для эспрессо, что еще пару лет назад сложно было себе представить, и это не может не радовать. Все это значит, что рынок развивается и будет становится только лучше».

Kava Craft: «Что касается трендов, то часто он определяется уровнем покупательской способности, конечно сейчас массовый кофе — это бюджетный кофе из различных сортов Робусты, иногда с добавлением небольшого количества Арабики.

Но тем не менее, появляется достаточно большой контингент покупателей, которые готовы покупать кофе среднеценового и дорогого сегмента. Сейчас мы обжариваем и продаем около 60 сортов кофе из различных регионов мира: Африка, Азия, Центральная и Южная Америка, Карибский регион.

Что будет через пять лет сложно сказать, но, безусловно, нужно развивать качество и ассортимент, так как на сегодняшний день в нашей стране довольно много подделок и некачественного продукта».


Похожие новости

23
марта
2018

Предположим, у вас есть бар с отличным интерьером, харизматичным бородатым и татуированным барменом. И вроде все хорошо: работа налажена, есть постоянные клиенты, — но продажи все равно идут вяло, мало новых гостей, и вы, конечно, хотите большего.

22
марта
2018

В Контур.Маркет появилась возможность добавления акцизных марок в акты списания с причиной «реализация» из Excel и текстового файла. Ее оценят заведения общепита, отпускающие маркированный алкоголь.

21
марта
2018

Популярность кофеен в России в последние годы набирает обороты. А вместе с ней растет и их количество. Но при грамотном подходе это направление перспективно даже с учетом конкуренции. В новости расскажем как открыть собственную кофейню.

Будьте в курсе новостей —
подпишитесь на нас в соцсетях!

Остались
вопросы?
Ответим.