За какие правонарушения трудовая инспекция чаще всего наказывает работодателей?
Общие нарушения в сфере трудового права
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.
Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие нарушения трудового законодательства:
- локальные нормативные акты утверждаются работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- в трудовых договорах отсутствует запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. 67 ТК РФ);
- на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225);
- расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения (в нарушение требований ст. 140 ТК РФ);
- денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится (в нарушение ст. 236 ТК РФ);
- не ведется учет отпусков в личной карточке работника (форма Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1);
- личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225).
Штрафные санкции
Нарушение законодательства о труде, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП) | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. |
Нарушения, связанные с заключением трудового договора
В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:
- Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. 15 ТК РФ).
- В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н).
- Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. 57 ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
- Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. 59 ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.
Штрафные санкции
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 5 000 до 10 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | |
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ) | Для граждан | Штраф 5 000 руб. |
Для должностных лиц | Дисквалификация от одного до трех лет | |
Для ИП | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 100 000 до 200 000 руб. |
КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Нарушение правил оплаты труда
Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.
Штрафные санкции
|
Для должностных лиц | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. | |
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. |
Для ИП | Штраф от 10 000 до 30 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. |
Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.
Нарушения в сфере охраны труда
Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.
В ней отдельным пунктом (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.
Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:
- отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
- непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
- отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
- отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
- непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ);
- непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. 213 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).
Штрафные санкции
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 2 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 80 000 руб. | |
|
Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 5 000 до 10 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 60 000 до 80 000 руб. | |
|
Для должностных лиц | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 110 000 до 130 000 руб. | |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | |
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет |
Для ИП | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Для юридических лиц | Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:
- нарушение совершено впервые;
- нет имущественного ущерба;
- отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
- нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.
По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.
Акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.
Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. 361 ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.
Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.