Как изменились правила проведения закупок по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2018 году?
Изменения в 44-ФЗ, которые уже действуют
Заказчики всегда могут указывать товарный знак
Раньше называть конкретного производителя или товарный знак можно было только в закупках услуг или работ, для которых использовался товар (например, ремонт с поставкой краски). Теперь это можно указывать в закупках любых товаров, сопровождая фразой «или эквивалент» и указывая параметр эквивалентности. Например «МФУ Hewlett Packard LaserJet Professional CP5225, цветная печать, не менее 20 листов А4 в минуту, ресурс картриджа от 7000 страниц и т.д.».
Описание товара нужно брать из каталога
Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки. Если нужны дополнительные характеристики, их придется обосновать. Помимо описания товара или услуги, в каталоге будет информация о типовых контрактах для них, а также соответствующие коды из российской и международной системы классификации.
В описании лекарств появятся дополнительные сведения
Если вы занимаетесь поставкой лекарств, изучите постановление правительства от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов...». В нем сказано, что можно, а что нельзя указывать в описании лекарств (дополнительно к п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Например, заказчику надо указывать:
- дозировку с возможностью поставки в кратном объеме (например, таблетки 300 мг с возможностью поставки 100 мг или 150 мг).
- остаточный срок годности лекарства в единицах измерения времени («не раньше 1 января 2020 г.» или «не меньше 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).
Но при этом нельзя:
- брать описание из инструкций к лекарствам определенной торговой марки,
- указывать фиксированную температуру хранения лекарств и др.
Кроме того, утвержден новый типовой контракт на поставку лекарств. Заказчики начнут его применять, как только документ появится в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС.
Сняли запрет с программного обеспечения из ЕАЭС
Раньше в рамках нацрежима запрет распространялся и на ПО из ЕАЭС. С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. Теперь будут вести два реестра: для ПО из России и ПО из ЕАЭС. Если ПО есть в одном из реестров и заказчик не может обосновать, что ему нужен иностранный аналог, будут закупать ПО из реестра.
Разрешили заключать контракт со вторым участником закупок
Заказчик не может заключить контракт с победителем закупки, если обнаружит, что тот:
- не соответствует единым или дополнительным требованиям (ч. 1-2 ст. 31 44-ФЗ),
- находится в РНП (ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ)
- не соответствует требованиям к аудиторским услугам,
- поставляет лекарства, которых нет в реестре предельно допустимых цен или отказывается снизить цену до предельно допустимых.
Теперь в этих случаях заказчик не просто размещает в ЕИС протокол об отказе заключать контракт и проводит новую закупку, а может заключить контракт со следующим участником закупки. Если вы стали вторым номером в закупке, то сами решаете, соглашаться или нет.
Также законодатели убрали пробел в правилах включения в РНП уклонившегося победителя закупки. Раньше заказчик был обязан отправлять сведения о нем в ФАС, если заключил контракт с участником закупки, предложению которого присвоен второй номер. Если следовать тексту закона, то «уклонист» не попадает в РНП, если второй участник отказался заключать контракт.
Сейчас такого условия нет. Если вы откажетесь заключать контракт, попадете в РНП, независимо от того, заключил заказчик контракт со следующим участником или нет.
Появились новые основания для закупки у единственного поставщика
Они специфичны, но на всякий случай перечислим:
- услуги по проведению рейтинговых действий,
- по модернизации государственных информационных систем для палат Федерального Собрания РФ.
- обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из перечня убрали услуги по проведению инженерных изысканий и проектной документации для утилизации отходов.
Кроме того, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории России. Реестр пока пуст.
Заработали новые правила жалоб от физлиц
ФАС не будет рассматривать жалобы ИП и физических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Например, у ИП или физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п. Такие обращения будут рассматривать в общем порядке как от граждан в течение 30 дней.
Изменения в 223-ФЗ, которые уже действуют
Большинство изменений касаются работы заказчиков. Их можно перечислить одним списком:
- Из-под действия 223-ФЗ вывели ряд специфических закупок:
- заключение и исполнение договоров об электроэнергетике для участников этого рынка,
- закупки для исполнения заказчиком договора за границей, в том числе его дочерними организациями,
- закупки между взаимозависимыми юрлицами, перечень которых прописан в Положении о закупках заказчика,
- закупка товаров юрлицами, которые зарегистрированы за границей.
- Заказчикам по 223-ФЗ официально разрешили проводить закупки для коммерческого использования, то есть для перепродажи.
- Разрешили не публиковать в открытом доступе ряд закупок. Теперь наряду с закупками до 100/ 500 тыс. рублей можно не афишировать закупки на размещение депозитов, предоставление кредитов, переход прав собственности на недвижимость и т.д.
Также правительство оставило за собой право дополнительно определять товары и услуги, информацию о которых можно не публиковать в ЕИС. - Дочерним предприятиям разрешили присоединяться к Положению о закупках головного заказчика.
Напрямую повлияют на поставщиков только новые правила подачи жалобы в ФАС:
- Расширили перечень оснований для жалоб на заказчиков по 223-ФЗ. Теперь в ч.10 223-ФЗ появился пункт о том, что можно жаловаться на любые нарушения 223-ФЗ или Положения о закупках заказчика при подготовке и проведении процедуры.
Обратите внимание:- В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).
- Жалобы по основаниям, указанным в 223-ФЗ, рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
- ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые составляют предмет жалобы. Даже если сотрудник ФАС заметит нарушение, которое не описано в вашей жалобе, он не будет назначать по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
- Жаловаться на заказчика по 223-ФЗ, после того как закончился срок подачи заявок, могут только участники закупки. Остальным нужно успевать в период подачи заявок.
Для формирования новости использовались материалы с сайта zakupki.kontur.ru.