Как правильно найти и выбрать надежного поставщика для магазина?
Определить ассортимент
Перед тем как начать искать поставщика необходимо составить список товаров, которые будут стоять на полках магазина. Ассортимент зависит от формата магазина и его местоположения. Владельцу магазина нужно сформировать предложение: кто клиент, какие у него нужды и привычки. Для этого необходимо составить портрет целевой аудитории, проанализировав текущий спрос или опросив потенциальных покупателей. В результате нужно выбрать ключевой сегмент, на который будут направлены основные усилия.
Найти поставщиков по категории товаров
В первую очередь необходимо понять, к какой категории относятся нужные товары: товары повседневного спроса, уникальные или специальные. Тогда поиск будет проще.
Товары повседневного спроса
Магазину нужен сахар, мясо и хлеб. Владелец может закупать их почти где угодно: на оптовой базе, у крупного производителя, на небольшом производстве. Но где же искать поставщиков для этой категории товаров:
- В поисковых системах. Один из наиболее простых и доступных способов найти поставщика товаров – это поиск в Google, Яндекс и других поисковых системах.
- Оптовые базы. Тоже ищутся в интернете, заключают договор и заказывают доставку;
- Магазины мелкого опта.
- Производители. Ко многим брендам можно обратиться напрямую оставить заявку на сайте или написать письмо. Они направят к официальному дистрибьютору или сами предложат свои услуги;
- Выставки. Крупные оптовики и производители участвуют в выставках, чтобы показать свои товары и найти заказчиков. Поэтому на выставках поставщики часто предлагают более гибкие условия, чем обычно.
Уникальные и высокотехнологичные товары
Подобную продукцию производят большие корпорации: детали для железнодорожного транспорта, военной техники, топливо для автомобилей.
Специальные товары
Данная продукция должна четко соответствовать потребностям предпринимателя. Магазину не подойдет замороженная рыба, если он продает только свежую. Надо определить требования и искать производителей, которые могут их удовлетворить. Дальше отправить им запросы — в ответ дадут список дистрибьюторов или предложат закупать товар напрямую.
Выбрать поставщиков
Найдя подходящих поставщиков, выбираем из них лучших, отправляет запросы или связывается с компаниями по телефону и выясняет условия. Поставщиков желательно проверить.
Как понять, что поставщик хороший?
У него должен быть сайт и прайс-лист. Менеджеры хороших поставщиков с радостью идут на контакт. Бывает, звонишь в организацию никто долго не берет трубку, пишешь никто не отвечает. С такими компаниями лучше не работать.
Хороший поставщик не скрывает разрешительные документы: сертификаты, лицензии, СНИП. Если компания обещает показать документы в будущем, лучше поставить сотрудничество на паузу. В первую очередь документы, а потом договоренности о поставке.
Изменить договор под себя
В большинстве случаев между сторонами заключается совершенно стандартный рамочный договор. Поставщик обязан возить товар, а магазин его оплачивать. Более того - договор обычно составляет именно поставщик. Естественно, под себя - с минимальной ответственностью и максимальной выгодой. В лучшем случае договор читают через слово и подписывают.
Так делать нельзя. Необходимо внимательно прочитать договор и посмотреть, какие моменты для вас неудобны. Их можно и нужно обсудить с контрагентом и по возможности исправить. Например, увеличить сроки оплаты товара. Так у вас в обороте будет больше денег. А еще договор следует дополнить следующими пунктами, если их там нет:
- ответственность поставщика за срыв сроков;
- ответственность за поставку не того, что заказали;
- условия замены и возврата некондиции.
Из всего этого следует, что не надо подписывать договор с поставщиком не глядя. В договоре лучше предусмотреть как можно больше моментов, которые могут оказаться в дальнейшем спорными и прописать ответственность за них.
Сделать пробный заказ
Как бы тщательно не выбирать поставщика, невозможно на 100% определить, качественные предлагаемые товары, или нет. Чтобы окончательно определиться с выбором, закажите небольшую партию. Так можно проверишь, как долго оформляется заказ, быстро ли производиться доставка, и насколько хорошие у компании товары.
Контролировать цену и качество
Контроль цены
Магазин следит за изменением цен у поставщика. Цена может зависеть от курса доллара, стоимости материалов (к примеру, кожа для обуви) и т.д. Если цена выросла, необходимо выяснить причины. Чтобы заметить изменения, нужно вести учет товаров и фиксировать закупочную стоимость.
Контур.Маркет - простая автоматизация учета товаров, удобная работа с ЕГАИС, Меркурием, маркировкой товаров и онлайн‑кассой.
Нужно это еще и для того, чтобы правильно формировать розничную цену. Если поставщик привез партию товаров дороже обычного, нужно поменять ценники. В противном случае магазин будет работать в убыток.
Контроль качества
Первая поставка товара может быть безупречной, а каждая следующая - все хуже и хуже. Гарантийные обязательства помогут вернуть товар с дефектом, если ситуация будет повторятся лучше расторгнуть договор с данным поставщиком.
Работа с несколькими поставщиками
Старайтесь закупать у нескольких поставщиков, не зацикливайтесь на одном. Постоянно ищите новых, проверяйте их с помощью заказа образцов. Часто бизнесы закрываются именно из-за того, что в один прекрасный день их поставщик прекращает работу, нужен срочно товар, а проверенных замен текущему варианту нет.