Как предпринимателю или компании наладить работу с самозанятыми гражданами
Как платить подоходный налог и страховые взносы за самозанятого?
Страховые взносы и НДФЛ за самозанятого платить не нужно, как и не нужно показывать его в отчётах. Самозанятые самостоятельно платят за себя все налоги — 6% от своего дохода в случае, если работают с ИП и юрлицами (а если только с физлицами, то 4%), в то время как налогообложение наемных работников входит в зону ответственности работодателя. Для бизнесменов получается, что работать с самозанятыми намного выгоднее, чем нанимать стандартных сотрудников.
Единственное исключение: переводить работников в самозанятые противозаконно. Нельзя расстаться с работником и оформить его как самозанятого. Согласно п.п. 8 п. 1 статьи 6 закона 422-ФЗ от 27.11.2018 г., работодатель в течение двух лет после увольнения не может заключить договор с бывшим сотрудником. Это грозит доначислением страховых взносов, подоходного налога и сверху штрафом. Отследить нарушение просто: в чеке, который формируется в приложении «Мой налог», самозанятый указывает ИНН плательщика. Эти сведения сразу поступают в ФНС. Легко сопоставить, являлся ли самозанятый сотрудником данной организации. Поэтому, опасно привлекать бывших работников, зато можно работать с новыми.
Какой договор заключить?
Заключите с самозанятым договор гражданско-правового характера — возмездное оказание услуг, аренды, подряда и другие. Обязательные пункты договора:
- укажите статус физического лица — самозанятый, который обязуется платить налоги за себя самостоятельно;
- обозначьте размер штрафа — 30%. Если человек перестанет быть самозанятым раньше срока действия договора, из этой суммы вы заплатите страховые взносы;
- внесите пункт о том, что самозанятый не снимется с учета на время действия договора.
Как проверить статус самозанятого?
Возьмите у него справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по форме КНД 1122035. Справка формируется в приложении «Мой налог». Для этого самозанятому нужно зайти в Личный кабинет, перейти на вкладку «Настройки», спуститься в раздел «Справки» и нажать «Сформировать». Справка выдается мгновенно в PDF-формате. Внизу бланка есть электронная подпись самозанятого, что делает бумажку документом. Никаких дополнительных заверений не требуется.
Как учесть расходы на самозанятого в УСН?
Расходы учитываются как и при покупке любой другой услуги. Для подтверждения расходов самозанятые отправляют вам чек по электронной почте, смс или через приложение «Мой налог». Ещё могут показать QR-код с ссылкой на ваш чек. Для подтверждения расходов одного чека достаточно — составлять акт выполненных работ не нужно. Чек подтвердит факт оплаты и факт оказания услуги. В КУДиР подтверждающим документом будет номер чека.