Как рознице подготовиться к работе с маркированным табаком в 2019 году
Что такое маркировка
Маркировка — это нанесение уникального цифрового кода DataMatrix на товар (упаковку, ярлык) в процессе производства.
Все, что касается маркировки и прослеживаемости товаров, Минпромторг и ФНС будут контролировать с помощью национальной системы «Честный знак». В рамках «Честного знака» создаются электронные программы для мониторинга каждого вида продукции. Системы разрабатывает и тестирует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Например, в тестовом режиме действует подобная программа для табака.
Как табачной рознице перейти на новые правила
Маркированный табак уже есть продаже, но обязательной маркировка станет с 1 марта 2019 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р). Контролю подлежат сигареты, сигары и сигариллы из табака или его заменителей (код ТН ВЭД 2402).
Что нужно сделать организации или ИП, у которых в ассортименте есть табак:
- Встать на учет в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота. Это нужно, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака. Подписанный обеими сторонами документ получает система МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на товар (точнее, на коды, которые на товар нанесены).
- Приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки.
- Обновить кассовое программное обеспечение. Это нужно, чтобы касса отправляла отсканированный код в систему МОТП через оператора фискальных данных.
Санкции за нарушения
За «оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации», грозит конфискация и штраф. Для ИП штраф составляет 10-15 тыс. руб., для юрлиц — 200-300 тыс. руб. (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
Однако эксперты считают, что в данной редакции КоАП под «маркировкой» следует понимать нанесение на упаковку акцизных марок, а не кода DataMatrix. Для кодов с 1 марта 2019 года появится новый термин — «электронные средства идентификации». Это произойдет, когда вступит в силу новая редакция Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (поправки внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 272-ФЗ)