Новый формат подачи алкогольных деклараций с 2021 года
Что произошло
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) были отменены предыдущие форматы ежеквартальных алкодеклараций. В Приказе № 396 от 17.12.2020 представлен Новый порядок формирования отчетности.
С первого квартала 2021 г. отчетность в росалкогольрегулирование по крепкому спиртному должна подаваться по форме 7 вместо формы 11, а по пиву 8 форма вместо 12.
В формах алкодеклараций изменилась не только номера, но и содержание. Начнем с наиболее значимых.
Необходимо предоставлять расходные накладные (формы 7 и 8)
Раньше. В алкодекларации было два раздела. В первом указывали все движения продукции: получение, продажа, списание и перемещение между магазинами (только для крепкого алкоголя). Во втором приходные накладные. Таким образом, регулятор получал и общие данные о приемке товара, и конкретные документы, по которым принимали товар.
Сейчас. В 7 и 8 формах появился третий раздел, для заполнения сведений о расходных накладных на возврат продукции поставщику. В итоге, у регулятора появилась возможность детально контролировать и расходную часть.
Выводы. Чтобы заполнить третий раздел декларации, понадобятся накладные, которыми магазин подтверждает возврат товаров поставщику. С накладными работает бухгалтер, так как ему нужны первичные документы для учета налогов и бухгалтерских операций.
Если вы работаете с ЕГАИС в сервисе Контур.Маркет, все необходимые документы в сервисе представлены, не нужно тратить время на поиски.
Обязательно нужно показывать перемещение слабоалкогольных напитков между точками продаж в рамках одной организации (форма 8)
Раньше. Компания не указывала в декларации информацию о перевозке продукции в свои торговые точки. Для продавцов пива, медовухи, пуаре и сидра это было не обязательно, требование распространялось только на тех, у кого в ассортименте представлен крепкий алкоголь.
Сейчас. Обязательство касается и продавцов слабого алкоголя, перемещение пива и других напитков в магазины-филиалы нужно фиксировать в 8 форме алкодекларации.
Выводы. Благодаря автоматизации регулятор сможет точнее и быстрее сравнить накладные с данными в ЕГАИС. Для этого больше не понадобится проводить очную проверку магазина или заведения.
Требуют меньше информации о лицензии поставщика (форма 7)
Раньше. Для каждого контрагента, который занимается поставками крепкого алкоголя, указывали номер лицензии и множество других реквизитов, таких как срок действия, когда выдана, где находится компания и другое.
Сейчас. Лицензия осталась, но необходимо указывать исключительно тип лицензии, к примеру, «Производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».
Выводы. Пользователи освобождены от обязанности указывать данные, которыми владеет ФСРАР: в приходной документации уже есть все реквизиты контрагентов, по которым госорганы могут легко уточнить всю информацию о лицензии.
Не требуется отдельно указывать импортеров (форма 7)
Раньше. В трех графах отмечали, где закупили продукцию: у оптовой организации, у производителя на территории РФ либо импортировали из-за рубежа.
Сейчас. Две графы: для указания оптовиков и производителей, российских и зарубежных.
Выводы. Заполнять данное поле пользователям станет чуть легче.
Как рознице и общепиту соблюдать новые правила
Раньше была возможность формировать ежеквартальные декларации в бесплатной программе «Декларант-Алко», созданной при поддержке государства. Но на онлайн-встрече с участниками оборота, представитель ФСРАР сообщил, что обновлять программу не планируют. Соответственно, организации вынуждены создавать декларации вручную или приобрести сервис в целях автоматизации этого процесса.
Заполнять отчетность вручную достаточно сложно и долго, особенно после появления третьего раздела. Увеличится и доля ошибок, последствиями которых могут быть предупреждения, штрафы, аннулирование лицензии и проверки со стороны контролирующих органов.
Предусмотрены следующие санкции:
- За недостоверную информацию предпринимателей штрафуют на сумму 5 000-10 000 руб., а юридическое лицо — на 50 000-100 000 руб. (ст. 15.13 КоАП РФ).
- За неполный объем информации предупреждают или штрафуют ИП на 300-500 руб., а юридическое лицо — на 3 000-5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
- За многократную подачу неверных данных в декларациях лишают лицензии (п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ).
Для сокращения вероятности ошибок и экономии времени созданы сервисы для автоматизации подготовки деклараций, например, Контур.Маркет.
Разработчики Маркета уже занимаются обновлением сервиса, чтобы у магазинов и заведений общественного питания появилась возможность отчитаться за первый квартал 2021 г. в соответствии с новыми правилами.
Если организация работает с ЕГАИС в Маркете, сервис автоматически заполнит большинство обязательных полей сведениями из ЕГАИС. Таким образом, можно отправить декларацию в ФСРАР и получить ответ без переключения на государственный портал.
Если компания формирует декларацию с нуля, необходимо заполнить самостоятельно больше полей. Декларацию за следующий квартал 2021 г. Маркет создаст основываясь на предыдущей отчетности.
Но в любом случае Контур.Маркет проверяет документ на ошибки и расхождения, а также подскажет способы их устранения.
В какие сроки сдавать алкодекларации за каждый квартал 2021 года
Подавать корректировки за 4 квартал прошлого года можно до 20 апреля текущего года. Создаются они по прежним формам 11 и 12, так как новые форматы действуют, начиная с отчетности за первый квартал 2021 г.
Ежеквартальную отчетность 2021 года необходимо подавать по формам 7 и 8 в следующие сроки:
- За 1 квартал: до 20.04.2021, корректировку — до 20.07.2021;
- За 2 квартал: до 20.07.2021, корректировку — до 20.10.2021;
- За 3 квартал: до 20.10.2021, корректировку — до 20.01.2022;
- За 4 квартал: до 20.01.2022, корректировку — до 20.04.2022.