ФНС призывает налогоплательщиков ответственно подходить к выбору контрагентов
«Налогоплательщик, который не проверил своего контрагента, несет бремя неблагоприятных последствий, если поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) не будет осуществлена контрагентом, заявленным в документах», - подчеркнула Елена Суворова (начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России).
В связи с этим налогоплательщикам необходимо сохранять информацию и документы, подтверждающие выбор контрагента (переписка; рекламные материалы; деловые предложения; сведения о конкретных лицах компании, оценивавших добросовестность контрагента и т. д.), а также обстоятельства проведения переговоров и сделок.
Она отметила, что при рассмотрении жалоб налогоплательщиков оценка качества сбора доказательств проводится с учетом позиции судов: определения Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015, от 06.02.2017 № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015, а также утвержденного 16.02.2017 Президиумом Верховного Суда РФ Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 и др.
Особое внимание Елена Суворова уделила внесенным в 2016 году в НК РФ изменениям, в том числе касающимся ответственности за совершение налоговых правонарушений.
«Зачастую при вступлении в силу новых положений НК РФ возникают вопросы по их практическому применению. Например, при рассмотрении в 2016 году жалоб о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, за представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, мы учитывали, что данная статья введена с целью пресечения незаконного использования налоговыми агентами бюджетных средств в результате несвоевременного и неполного удержания и перечисления НДФЛ», - заявила Елена Суворова.
По результатам рассмотрения жалоб привлечение организации к ответственности (ст. 126.1 НК РФ) может быть признано необоснованным, если в представленных в налоговый орган справках по форме 2-НДФЛ, содержащих искаженные налоговым агентом сведения (например, об адресе места жительства сотрудников), есть иная информация, позволяющая идентифицировать налогоплательщиков (например, сведения об ИНН физических лиц).
В свою очередь наша IT-компания Простые решения ведет проверку контрагентов с помощью специализированного сервиса Контур.Фокус. Мы призываем и вас отнестись с пониманием важности этого вопроса и приобрести этот сервис с нашей помощью хотя бы в минимальном тарифе. Важно иметь возможность распечатать из Контур.Фокуса сводную информацию по проверке надежности контрагента, чтобы предоставить в суд подтверждение проявления вашей осмотрительности при выборе контрагента.