Визуализация электронного документа и штамп с информацией о КЭП на нём
ГОСТ: обязанность или добрая воля?
Вспомним, что такое ГОСТ. Это государственный стандарт, который содержит требования к качеству продукции, работ или услуг. Речь о штампе с информацией о КЭП на визуализации электронного документа идет в «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст). В п. 5 говорится о том, что «правила применения настоящего стандарта установлены в ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
В соответствии с данными нормативными актами ГОСТ не является обязательным к исполнению, если речь не идет об оборонной продукции и защите сведений, составляющих государственную тайну или другую информацию ограниченного доступа. Так как печатные формы документов, переданных через Диадок, не относятся к данным категориям, они могут не соответствовать требованиям ГОСТа. Это не является нарушением законодательства.
Кроме того, напомним, что к визуализации электронных документов нет законодательно закрепленных требований. Каждая организация может визуализировать их так, как ей удобно. Юридической силой обладает лишь файл документа в формате xml.
Сравним, какую информацию в штамп об электронной подписи закладывает «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст) и какая содержится в штампе Диадока.
Что включает штамп на визуализации электронного документа?
По ГОСТу:
- фразу «документ подписан электронной подписью»;
- номер сертификата электронной подписи;
- фамилию, имя, отчество подписанта;
- срок действия сертификата.
В Диадоке:
- фразу «Документ передан через оператора ЭДО АО «ПФ «СКБ Контур»;
- идентификатор документа в Диадоке;
- название организации, которая подписывает документ;
- номер сертификата, которым подписан документ;
- фамилию, имя, отчество подписанта;
- дату подписания.
Как видно, штамп в Диадоке содержит даже более подробную информацию о подписании документа в сравнении с той, которую предполагает ГОСТ.
Почему не добавить срок действия сертификата?
Критически важной для сторон является информация о действительности КЭП в момент подписания. Сколько сертификат подписанта будет действовать после этого: один день или три месяца, — не имеет значения для подписания данного конкретного документа. Действительна ли КЭП, Диадок проверяет перед отправкой документа. Он не будет передан, если у сертификата истек срок действия. Ситуация, при которой контрагент получил документ с нелегитимной подписью, в Диадоке исключена.
Указание срока действия КЭП в штампе также бесполезно, если ее владелец уволен. В этом случае администратор ящика организации в Диадоке должен закрыть ему доступ. Если это не было сделано и уволенный человек по какой-либо причине все-таки подпишет документ своим сертификатом, то данный документ легко можно признать недействительным.