Как розничному магазину подготовиться к обязательной маркировке одежды?
Маркировка одежды с 2019 года
До 2019 года производители маркировали только алкоголь, меховые изделия и некоторые лекарства. Теперь обязательная маркировка распространяется на новые товарные категории: табак, обувь, одежду, белье, духи, шины и фотокамеры.
На одежду будут наносить двумерный штрихкод DataMatrix. В нем содержится подробная информация о движении товара от производителя до прилавка.
Маркировка делает бизнес прозрачным для государства и потребителей. Покупатели смогут отсканировать код через приложение и узнать, легален ли товар.
Три варианта, где будут размещать код:
- вшивной товарный ярлык,
- товарный ярлык на самой одежде,
- этикетка, которую наносят на упаковку.
Какую одежду маркируют
В распоряжении № 792-р от 28 апреля 2018 года приводится перечень групп маркируемых товаров. Так, с 1 декабря 2019 маркировка одежды обязательна для:
- предметов одежды из натуральной или композиционной кожи, включая рабочую одежду,
- трикотажных блузок, блуз и блузонов ручного или машинного вязания, женских или для девочек,
- мужских, женских и детских пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий.
Как устроена маркировка
С помощью маркировки государство контролирует движение товаров, а потребитель может проверить в специальном приложении легальность обуви, которую покупает.
Производитель и импортер
Производитель или импортер запрашивает коды DataMatrix у Центра развития перспективных технологий и наносит его на одежду. Если одежду получает комиссионер, код наносит он. Так товар вводят в оборот.
Дистрибьютор
Товар передают по логистической цепочке и фиксируют его путь на каждом этапе с помощью электронного документооборота — передают документ с кодом.
Магазин
Магазин принимает электронную накладную — универсальный передаточный документ. Сотрудник сканирует код, чтобы сверить полученные товары с накладной. После этого одежда может размещаться на складе и витрине.
Покупатель
Кассир продает одежду через онлайн-кассу — информация о продаже уходит оператору фискальных данных, ОФД транслирует данные в систему маркировки. Товар выходит из оборота.
Перемаркировка
В редких случаях одежду маркируют сами магазины: им нужно нанести коды на одежду, которую вернул покупатель, если коды утеряны. Тогда товар снова вводят в оборот.
Сроки маркировки одежды
С 1 декабря 2019 года по 31 марта 2020 года — участники оборота регистрируются на сайте «Честного знака».
С 1 апреля по 28 июня 2020 года — магазины маркирует остатки товара на складе и в торговом зале.
С 1 июля 2020 года — продавать товар без маркировки нельзя. Все участники оборота передают в «Честный знак» информацию о движении товара, от производства до продажи.
После этой даты запрещено производить, импортировать, хранить и продавать одежду без маркировки
Штрафы за работу без маркировки
С 1 июля 2020 года за хранение, перевозку или покупку для продажи одежды без кодов DataMatrix предусмотрены штрафы:
- Физическое лицо — 2 000–4 000 рублей;
- Должностное лицо — 5 000–10 000 рублей;
- Компании или ИП — 50 000-300 000 рублей.
При крупных нарушениях, на 1,5 млн рублей и более, могут возбудить даже уголовное дело.
Оборудование для маркировки
Чтобы законно работать с маркированными товарами, владельцу магазина понадобится следующее оборудование:
- Квалифицированная электронная подпись. Без нее нельзя будет зарегистрироваться в системе маркировки, а в дальнейшем она будет нужна еще и для того, чтобы работать с УПД.
- Онлайн-касса. При продаже маркированного товара касса сохранит код и передаст его в систему прослеживаемости через ОФД.
- 2D-сканер. Специальный сканер нужен для приемки и продажи одежды. Сканер 2D считывает код маркировки — Data Matrix.
- Принтер этикеток. Понадобиться магазину для маркировки остатков товаров и в дальнейшем для печати этикетки при возврате товара покупателем или утрате кода.
Маркировка остатков одежды
До лета 2020 года магазинам нужно успеть промаркировать остатки одежды, которые есть на витринах и складе.
По аналогии с обувью магазину нужно описать остатки одежды и на основании описанного товара запросить коды маркировки через сайт «Честного знака». Это можно сделать по полному или сокращенному атрибутивному составу. Модель, страну производства и товарный знак можно не указывать, если товар — бывший в употреблении и поступил от физического лица.
Обычно магазины выбирают сокращенный атрибутивный состав, когда не знают точно происхождение товара. У этого варианта есть недостаток: покупатель увидит в приложении, что об одежде нет полной информации. Он может усомниться в качестве товара.
После получения кодов, их нужно распечатать. К ним можно добавить логотип, название и дополнительные штрихкоды, если они нужны. Этикетки печатают на принтере этикеток или на обычном принтере А4.
В завершение этикетки надо наклеить на одежду и оповестить систему маркировки, что товар готов к продаже.
Контур.Маркет — решение для работы с маркированными товарами. Позволяет не только вести полноценный товарный учет, но и производить все необходимые операции с маркированными товарами. Запрашивать для немаркированных остатков товаров коды в «Честном знаке», наносить эти коды на ярлыки (этикетки, коробки) и вводить промаркированную продукцию в оборот. Также вы сможете принимать электронные накладные с маркированными товарами, подтверждать их электронной подписью, делать возвраты и корректировки, продавать маркированные товары на онлайн-кассе.