Банковская гарантия: ответы на сложные вопросы использования
Изменения, которые начнут действовать с 1 июля 2019 года
Изменений три:
-
Участник электронной закупки сможет выбирать между внесения обеспечения деньгами или банковской гарантией.
-
На какой срок предоставлять гарантию будет решать сам победитель закупки. Однако в любом случае банковская гарантия должна превышать срок исполнения обязательств как минимум на месяц.
- Если у банка, выдавшего гарантию, отозвали лицензию, поставщик обязан будет предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца
Также с 1 января 2020 года в силу должны вступить ряд требований для банков, выдающих гарантии. Так, у него должны быть собственные средства в размере не менее 300 млн. рублей и кредитный рейтинг — не ниже уровня «BB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале АКРА или не ниже уровня «ruВВ-» по национальной рейтинговой шкале «Эксперт РА». До 1 января 2020 года допускается наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» или «ruB-» соответственно. Таким образом, с 1 января 2020 года минимально допустимый рейтинг повышается сразу на три уровня.
Вопросы, которые могут возникнуть при получении банковской гарантии?
Что делать предпринимателю на УСН, если банк требует от него квартальную бухгалтерскую отчетность, которую он сдает только раз в год?
Большинство банков требуют отчет о финансовом состоянии и бухгалтерский баланс, но такие отчеты многие компании делают раз в год. Поэтому перед тем как запрашивать банковскую гарантию рекомендуем сводить квартальную отчетность, которая соответствует правилам ведения бухгалтерского учета
Как застраховаться от ситуации, когда заказчик отказывается согласовывать текст гарантии, а потом и вовсе не принимает ее?
Согласно 44-ФЗ, согласовывать текст банковской гарантии перед подписанием контракта заказчик не должен. Но при этом, если гарантия не будет соответствовать требованиям заказчик обязан отклонить ее. Поэтому, если заказчик отказывается согласовывать текст гарантии, то необходимо самостоятельно проверить сумму, срок и реквизиты сторон, соответствие текста гарантии требованиям документации, а также срок действия гарантии.
Правомерно ли банк требует копию паспорта всех учредителей?
Так как банк — это коммерческое предприятие, то он сам решает какие документ требовать для выдачи банковской гарантии.
Примерный перечень документов, которые банки могут потребовать от клиентов:
- Устав организации.
- Решения о назначении руководителя.
- СНИЛС и паспорта всех учредителей.
- Договор аренды.
- Документ, подтверждающий право на занимаемое помещение.
- Выписка со счета.
- Налоговые декларации с отметками о принятии.
- Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Можно ли отказаться от подписания контракта и вернуть обеспечение заявки, если никто не дает банковскую гарантию?
Нет. В лучшем случае антимонопольная служба может принять решение не включать компанию в реестр недобросовестных поставщиков, если она предоставит доказательства, что пыталась получить банковскую гарантию.
После того как заказчик увеличил срок исполнения контракта можно ли продлить срок банковской гарантии?
Как только стало известно, что сроки подписания контракта могут измениться необходимо сразу сообщить об этом в банк. В том случае, когда банковская гарантия была уже выпущена, то придется ее отозвать и выпустить новую. На каких условиях это сделают, зависит от банка и его лояльности. Также если вы подали заявку до внесенных изменений, то заказчик может принять уже имеющеюся банковскую гарантию.
Можно ли в процессе подписания контракта поменять реквизиты банка-гаранта?
С одной стороны, заказчик не сможет мотивировать свой отказ менять реквизиты банка, так как закон не запрещает менять банк, форму собственности или директора в процессе заключения или исполнения контракта, но и в то же время получается, что сведения о поставщике не соответствуют его заявке. Тогда как выйти из этой ситуации? Первый вариант — написать протокол разногласий, при этом заказчик может внести эти изменения или отказаться это сделать. Второй вариант — если заказчик отказывается вносить изменения, то можно подать на него жалобу в ФАС. Но, конечно, никому не хочется портить карму перед заказчиком и тем более есть риск не уложиться в сроки подписания контракта, если подать жалобу поздно. Третий вариант — подписывать как есть, потом изменить реквизиты дополнительным соглашением. Четвертый вариант — открыть гарантийную линию в банке на несколько месяцев вперед и указывать в реквизитах на ЭТП его реквизиты.
Контур.Закупки — популярный онлайн-сервис, облегчающий пользователям поиск выгодных вариантов в секторе государственных и коммерческих закупок. Достаточно подключиться и войти в систему, чтобы держать под контролем все существующие варианты, видеть текущие изменения и проводить анализ предложений.